МБДОУ НИЖНЕ-БЕСТЯХСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 

С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ «СКАЗКА»

МР «МЕГИНО-КАНГАЛАССКИЙ УЛУС»

 

 

Проект «Музыка для всех»

в «Нижне-Бестяхском детском саду «Сказка»

 

Актуальность проекта:

В соответствии с требованием времени возникла необходимость образования детей в области музыкального искусства,  формирование общей культуры, воспитание духовно-нравственного личностей.

Как изложено в концепции проекта «Музыка для всех» Министерства культуры и духовного развития РС (Я) и Министерства образования и духовного развития РС(Я) предложенного первым Президентом республики Михаилом Ефимовичем Николаевым.

 Качества, которые воспитываются у детей и подростков путем приобщения к  культуре и искусству — чувство прекрасного, дар сочувствия и сопереживания, толерантность, а также фантазия, воображение и умение выражать свои творческие намерения — необходимы человеку, вступающему в мир будущего, в мир креативной экономики.

Для воспитания трудовых ресурсов, способных работать в креативной экономике, необходимо сформировать новое поколение, обладающее чрезвычайно высоким интеллектуальным уровнем и владеющее необходимыми социокультурными навыками, востребованными в креативной экономике.

Чтобы внедрить в практику принципы и положения по совершенствованию художественного образования и повышению его общественной роли, по следующим причинам наилучшей базой является музыкальное образование благодаря:

 – исключительному влиянию музыкально-образовательной деятельности на развивающиеся мозговые структуры, формирующееся мышление, на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей и подростков в силу особых связей музыкально-звукового выражения с мышлением и речью;

 – традиционно высокой распространенности музыкального образования в обществе, наличию соответствующих инфраструктур в системе дополнительного образования — музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств, хоровых студий, кружков, корпуса частных преподавателей и проч.

– достаточно высокому авторитету начального музыкального образования в статусе желательного дополнения к школьному образованию, еще сохраняющемуся в обществе;

– доступности артистической деятельности уже на начальном этапе музыкального образования;

 – органической связи музыкального искусства со всей общественной жизнью — от семейных до национальных и государственных мероприятий (праздников, юбилеев и других событий в жизни семьи, общества и государства);

 – глубинным связям музыки и музыкального образования с традиционной национальной культурой народов Якутии.

            Конечная цель проекта вовсе не заключается в том, чтобы всех сделать великими музыкантами, этого просто не может быть. Но играть на музыкальном инструменте, петь, освоить азы музыкального искусства способен каждый.

 

Новизна проекта:

В связи с внедрением ФГОС дошкольное образование стало начальной ступенью в общем образовании. Появились новые образовательные задачи и соответственно новые виды деятельности, которые, однозначно, ориентируют ребенка на открытие новых знаний, умений и навыков.

В настоящее время детей начинают учить не с 6-7 лет, как это было раньше, а с 5 лет и даже младше. Очень важно чтоб с самых первых шагов к музыке ребенок не только слушал, но и сам мог что-то исполнять. Один из способов приобщения к музицированию детей связан с обращением к простейшим инструментам, в т.ч. народным и клавишным.

 

Цель:

Создание условий для обеспечения доступности музыкального образования для всех детей дошкольного возраста.

 

Задачи:

1. Проанализировать состояние ресурсного обеспечения проекта «Музыка для всех».

2. Провести анализ потребности музыкального образования через освоение народных и клавишных музыкальных инструментов.

3. Апробировать через разные формы привлечения обучающихся к миру музыки.

 

Целевые индикаторы программы:

    1. Количество обучающихся детей, вовлеченных в творческую деятельность по реализации проекта.

    2.  Показатели одаренности детей, получивших удовлетворение в реализации проекта.

    3.  Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ и мониторинговых исследований.

 

Ожидаемые результаты:

  • Раскрытие творческих способностей детей. 
  • Воспитание музыкально-эстетического вкуса.
  • Знакомство с элементарными музыкальными понятиями.
  • Формирование свободных музыкально - ритмических навыков.
  • Навыков исполнительства на музыкальных инструментах.
  • Повышение интереса у детей и родителей к музыкальному искусству.
  • Устойчивое положительное отношение к духовным ценностям народной культуры.

Реализация проекта:

1.     Подготовительный (реализация замысла с выходом на создание программы):

·        организационное: создание групп обучающихся детей и творческой группы педагогов;

·        построение основных этапов реализации проекта «Музыка для всех»;

2.     Основной:

·        нормативное обеспечение;

·        кадровое обеспечение;

·        научно - методическое обеспечение;

·        информационное обеспечение;

 

Программа реализации проекта:

 

Наименование программы: «Музыка для всех» в Нижне-Бестяхском детском саду «Сказка»

Нормативно-правовое обеспечение:

1.     Распоряжение «О реализации республиканского проекта «Музыка для всех»  на 2015-2022 годы.»  Министерства культуры и духовного развития РС (Я) № 1581-р от 29.12.2014г.

2.     Федеральный закон от 20.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

Сроки реализации проекта:  2017-2019гг.

Научно-методическое и информационное обеспечение проекта:

1.  Андреева М, Конорова Е. Первые шаги в музыке. М., Советский компо­зитор, 1991.

2.   Бабаджан Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. М., Просвещение, 1967.

3.   Музыка и движение / Авторы-составители: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. М., Просвещение, 1983.

4.   Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.

5.   Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С, ВасильеваМ.А. Программа «От рождения до школы».

6.   Методика музыкального воспитания в детском саду / Под редакцией Н. А. Ветлугиной. М., Просвещение, 1982.

7.   Вейс П. Ступеньки в музыку. М., Советский композитор, 1987.

8.   Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М., 2007.

9.   Давиденко Е.Э., Фадеева И.Ю. Альбом «Музыкальные странички»., 2016.

   10.  Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей  дошкольного возраста «Ладушки», 2010.

11.  Музыкальные игры и пляски в детском саду / Составители Е. Е. Каява, Л. Н. Кондрашова, А. С. Руднева. Ленинград: Учпедгиз, 1963.

12.  Учите детей петь / Составители Т. М. Орлова, С. И. Бекина. М., Про­свещение, 1987.

13.  Панова Ж., Жак-Далъкроз Э. Ритм. М., Классика, 2001.

14.  Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей до­школьного возраста. СПб., Детство-Пресс, 2005.

15.  Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.

16.  Халабузаръ П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального вос­питания. М., «Музыка», 1990.

17.  Шацкая В. Н. Отчет о музыкальной работе и очерки работы в опытной станции. М., 1988. Ч. 2.

18.  Шацкий С. Т. Педагогические сочинения в 4-х томах. М., 1968. Т. 1.

19.  Сайт: проекта «Музыка для всех» http://muzforall.ru

 

Формы и методы реализации проекта:

 - наглядно-слуховой (слушание музыкальных произведений, рассматривание картин, видео материалов, интерактивные игры и др.)

 - словесный (беседы, дидактические игры)

 - художественно-практический (образное рисование, подвижные игры, исполнение на детских музыкальных инструментах)

 - индивидуально-дифференцированным подход.

 

Участники проекта:

Воспитанники ДОУ с 5-7 лет, педагоги, родители, преподаватели музыкальной школы искусств, работники сферы культуры.

 

Материально-техническое обеспечение проекта:

  1. Электронное пианино.
  2. Синтезарт  Casio.
  3. Интерактивная доска.
  4. Музыкальные уголки в каждой группе (ДМИ и музыкальный центр)
  5. Телевизоры в группах, DVD проигрователь.
  6. Детские шумовые музыкальные инструменты.
  7. Костюмы и атрибуты к танцам и театрализованным постановкам.
  8. Дидактические пособия к музыкальным играм.
  9. Пособия к музыкальным занятиям по программе «Ладушки»
  10. Магнитная доска с раздаточным материалом «Ритмические карточки»
  11. Мягкие игрушки для проведения музыкальных занятий.
  12. Музыкальная фонотека.

(ОБРАЗЕЦ)

Индивидуальный образовательный маршрут развития способностей детей дошкольного возраста.

МБДОУ «Нижне-Бестяхский детский сад «Сказка»»

Образовательная область «Музыка»

Фамилия, имя ребенка: ______________________ 

 Дата рождения: _______________

 Группа:  ____________________

 

Цель маршрута: В рамках проекта «Музыка для всех»:

- развитие умения игры на музыкальном инструменте,

- удовлетворение потребности самовыражения.

- реализация самостоятельной творческой деятельности воспитанника.

 

Задача:

Знание Знакомство с нотной грамотой

Умение Развитие навыков исполнительства на музыкальном инструменте..  Максимально обогатить личностное развитие воспитанника на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, Повышение уверенности через исполнительство на музыкальном инструменте, удовлетворение потребности самовыражения.

 

Периодичность занятий / длительность:

- Групповые: 2 раза в неделю / 30-35 минут

- Подгрупповые: 2 раза в неделю / 15-20 минут

- Индивидуальные: 3 раза в неделю / 10-20 минут

- Самостоятельные: Каждый день / по желанию

 

Результат мониторинга (ОБРАЗЕЦ)

Виды

музыкальной деятельности

Способности

Рекомендации

Начало учебного года

Сентябрь

Конец учебного года

Май

1. Слушание музыки

Определяет характер и настроение произведения.

Эмоционально откликается на музыку. Передает в красках услышанный образ. 

Определяет жанр муз. произведения,

слышит части.

Различает части музыкального произведения

Посещение театрализованной студии

Выступление перед аудиторией.

2. Пение

Активно поет.

Точно интонирует мелодию.

Отделяет музыкальные фразы.

Может петь индивидуально без сопровождения

Посещение вокальной студии

 

3. Движение под музыку

Двигается ритмично, музыкально, выразительно.

Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений. Выразительна, эмоциональна.

Посещение танцевально-хореографического кружка

4. Элементарное музицирование

Точно исполняет заданный ритмический рисунок. Сама составляет ритмические формулы, может их исполнить на любом ДМИ.

С желанием музицирует в ансамбле и самостоятельно проявляет фантазию и творчество.

С желанием музицирует в разных ритмах.

Игра в оркестре

5. Исполнение на музыкальном инструменте

Хорошая моторика рук левой и правой.  Может повторить простую мелодию, на первом занятии исполнила мелодию всеми пальцами правой рукой, затем левой.  

Исполняет сольно и в ансамбле на ударных и клавишных инструментах несложные песни и мелодии.

Посещение музыкальной школы

Обучение игры на музыкальном инструменте

 

 

Виды

музыкальной деятельности

Проблема

Решение

Начало года

Конец года

1. Слушание музыки

 Стеснительная, нерешительная, 

Стеснительность и нерешительность остались, но ребенок

проявляет инициативу, вносит предложения, высказывает свои мысли. 

Взаимодействие специалистов  и воспитателей групп; консультации с детским психологом; индивидуальные беседы с родителями

2. Пение

 Мало эмоциональна, стеснительна,

 

3. Движение под музыку

 Мало эмоциональна, стеснительна.

 

4. Элементарное музицирование

 

 

 

5. Исполнение на музыкальном инструменте

 

 

 

 

Примерное планирование (ОБРАЗЕЦ)

 

Февраль

Виды деятельности

Программное содержание

Репертуар/ литература

Результат

Слушание

На групповых занятиях

Определение жанра, формы, настроения и характера произведения. Определения звучащих инструментов.

По программе «Ладушки»

Продолжить работу

Музыкально-

дидактические игры

Подгрупповые: по плану

 

 

Пение

На групповых, подгрупповых занятиях.

Хор, ансамбль, соло

Слаженность исполнения

Точное ритмическое и мелодическое исполнение, артикуляция, дыхание.

Исполнение разученных песен

 

 

Продолжить работу

Элементарное музицирование

Игра в оркестре на желаемом инструменте и синтезаторе.

«Олень» як.н.п.

Давиденко Е.Э., Фадеева И.Ю. Альбом «Музыкальные странички»., 2016

Самостоятельный перенос разученной мелодии на синтезаторе на глоккеншпиль. Точное исполнение ритмического рисунка разученной мелодии на шумовом ДМИ

Обучение игре на синтезаторе

Индивидуально:

Исполнение правой и левой рукой отдельно.

Двумя руками.

«Как под горкой» Р.н.м.

Гамма Гамма До-мажор

«Олень» як.н.п.

«Озерко» як.н.п.

«Собачий вальс»

Исполнение Гаммы До-мажор правой и левой рукой отдельно.

Двумя руками.

Самостоятельное нахождение нужной клавиши.

Нотная грамота

Индивидуально:

Нотный стан

Расположение нот

Длительности нот

Лигатто, стакатто

Сольфеджио

Давиденко Е.Э., Фадеева И.Ю. Альбом «Музыкальные странички»., 2016

 Пение нотами исполняемых мелодий с сопровождением

Знание расположения ноты ДО на нотном стане

 

 

 

Март

Виды деятельности

Программное содержание

Репертуар/ литература

Результат

Слушание

Групповые

Определение жанра, формы, настроения и характера произведения. Определения звучащих инструментов.

По программе «Ладушки»

Продолжить работу

Музыкально-

дидактические игры

Подгрупповые 

по плану

 

 

Пение

Групповые, подгрупповые

Хор, ансамбль, соло

Слаженность исполнения

Точное ритмическое и мелодическое исполнение, артикуляция, дыхание.

Исполнение разученных песен

 

 

Продолжить работу

Элементарное музицирование

Подгрупповые

Игра в оркестре на желаемом инструменте и синтезаторе.

 

«Собачий вальс»

«Олень» як.н.п. «Лето» як.н.п.

«Веселое детство» як.н.п.

По желанию детей

Исполнение на синтезаторе двумя руками с автоаккомпонементом синтезатора.

Исполнение в оркестре как одна композиция.

Импровизация .

Обучение игре на синтезаторе

Индивидуально:

Исполнение Гаммы До-мажор, Соль-мажор правой и левой рукой отдельно.

Двумя руками.

Исполнение лигатто и стакатто

Гамма  До-мажор, Ре-мажор, Соль-мажор

«Олень» як.н.п. «Лето» як.н.п.

«Веселое детство» як.н.п.

«Озерко» як.н.п.

«Узоры» як.н.м

Исполнение на синтезаторе двумя руками с автоаккомпонементом синтезатора

 

Нотная грамота

Индивидуально:

Расположение, Длительности нот

Размер 2/4,4/4

Знак Диез

Гамма Соль-мажор

Лигатто, стакатто

Сольфеджио

Давиденко Е.Э., Фадеева И.Ю. Альбом «Музыкальные странички»., 2016

  

 

Пение нотами исполняемых мелодий с сопровождением

Знание расположения всех нот на клавиатуре

 

 

Апрель

 

Виды деятельности

Программное содержание

Репертуар/ литература

Результат

Слушание

Групповые

Определение жанра, формы, настроения и характера произведения. Определения звучащих инструментов.

По программе «Ладушки»

Продолжить работу

Музыкально-

дидактические игры

Подгрупповые

 

 

Пение

Групповые, подгрупповые

Хор, ансамбль, соло

Слаженность исполнения

Точное ритмическое и мелодическое исполнение, артикуляция, дыхание.

Исполнение разученных песен

 

 

Продолжить работу

Элементарное музицирование

Подгрупповые

Игра в оркестре на желаемом инструменте и синтезаторе.

 

 «Олень» як.н.п. «Лето» як.н.п.

«Веселое детство» як.н.п.

  «Узоры» як.н.м

По желанию детей

Исполнение в оркестре как одна композиция.

Исполнение на синтезаторе двумя руками с автоаккомпонементом синтезатора

Обучение игре на синтезаторе

Индивидуально:

Исполнение Гаммы До-мажор правой и левой рукой отдельно.

Двумя руками.

Исполнение лигатто и стакатто

Гамма  До-мажор, Ре-мажор, Соль-мажор

«Олень» як.н.п. «Лето» як.н.п. «Веселое детство» як.н.п.

 «Озерко» як.н.п.

Исполнение на синтезаторе двумя руками пьесу

Исполнение с автоаккомпонементом синтезатора

Нотная грамота

Индивидуально:

Расположение,

Длительности нот

Размер 2/4,4/4

Знак Диез

Сольфеджио

Читать ноты с листа исполняя их на инструменте

Пение нотами исполняемых мелодий с сопровождением

Давиденко Е.Э., Фадеева И.Ю. Альбом «Музыкальные странички»., 2016